Институты образования в современном обществе

Социальный шистшпут образования — это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т. д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Система образования как институт включает следующие компоненты:

■ органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

■ сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

■ творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

■ учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактяческие, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

■ образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

■ учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

■ периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.), состоящий из двух основных функционально взаимосвязанных подгрупп, структура которых обусловлена определенными статусно-ролевыми позициями, — собственно научным сообществом и научной бюрократией»

К функциям образования относят:

■ передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры;

■ генерирование и хранение культуры общества;

■ социализацию личности, особенно молодежи и ее интеграцию в общество;

■ определение статуса личности;

■ социальный отбор (селекции), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

■ обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

■ создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, аспирантура, различные курсы и т. д.);

■ социокультурные инновации, разработки и создания новых идей и теорий, открытий и изобретений;

■ социальный контроль.