Вторая ступень: вождества

Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Совсем недавно, по историческим меркам, человечество перешло к следующей стадии — огородничеству. Историки точно не знают, как давно это произошло. Зато' им точно известно когда на смену огородничеству пришла новая фаза развития — земледелие. Произошло это примерно 10—12 тыс. лет назад. Земледелие непосредственно выросло из огородничества — как его органичное продолжение. Разница между двумя укладами хозяйства невелика.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палкамикопалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные (а благодаря каким процедурам это происходило— подумайте сами). Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гуманизм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия и районов произрастания растений древнему человеку надо было знать, как сни растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как необходимо приготовить землю, когда и как поливать, освобождаться от сорняков и многое-многое другое. Поскольку поселения стали крупнее, то виды деятельности и формы социальных отношений — разнообразнее.

Для огородничества понадобились новые навыки — длегение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм деятельности человека.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота.

Небольшие группы из 40—60 человек объединялись друг с другом и создавали племена. Племя ведущее оседлый образ жизни, называлось общиной. Несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной, охраной территории. Так постепенно зарождается семья уже в современном понимании.

Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.

На смену бродячему образу жизни приходил оседлый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась несколько лет.

Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.